ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА
ЗАКОН ДЛЯ
ПОДЧИНЕННОГО?
Выступая перед верующими в третью годовщину кончины старца Николая Гурьянова, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) произнес поучение с прямой апологией католического лжеучения о Церкви
и папской непогрешимости
24 АВГУСТА 2005 ГОДА, стоя у могилы старца Николая, архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий произнес речь (в редакции имеется видеозапись этого выступления владыки Евсевия).
В частности, он попросил верующих не верить тем, «кто опережает ввести во праведники отца Николая. Не нужно смущать Церковь нашу. Отец Николай любил Церковь, любил и иерархию Русской Православной Церкви... И те брошюрки, те издания и газеты, которые не подписаны, не благословлены  их не нужно и читать, потому что это идет вразрез Церкви, жизни самой нашей Русской Церкви. Кто не послушает Церкви, да будет язычник и мытарь. Вот мы и должны об этом подумать.
Если нам говорит патриарх: "Не нужно причислять к лику святых Ивана Грозного", с этим нужно смириться. Если он говорит: "Не нужно причислять клику святых Распутина", с этим нужно смириться. И я не знаю такого человека, чтобы говорил, что старец Николай молился Ивану Грозному или Распутину. Такого человека я не знаю. Я прожил при нем десять лет. А кто-то ему внушает или через него внушает людям...
Не нужно этого делать. Не смущайте Церковь Божию и народ Божий. Придет время, и Господь прославит старца. Но прежде прославления  не нужно прославлять нам с вами. Есть у нас Церковь, есть у нас иерархия, которая в свое время определит имя старца Николая и поставит его там, где нужно и угодно Богу. Но прежде этого делать не следует. Это будет самоволие, которое наказуется церковными правилами... То, что Церковь не позволяет, не позволено и нам. И мы не можем навязать своей воли во исполнение воли церковной».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭТО весьма примечательное. Совершенно неправославное, но для нынешних архиереев очень характерное. Просто владыка Евсевий выразился с большей откровенностью, чем остальные.
Основные догматические положения его выступления просты и понятны. Вот они:
1)    Если патриарх говорит  нужно смириться.
Неважно, что именно он говорит, важно, что он патриарх. Он  глава Церкви.
2)    Церковь есть иерархия. Именно иерархия распоряжается в Церкви всем. Когда наступит такой
момент, что "Господь прославит старца", определять будет "в свое время" именно она. Она же и "поставит там, где нужно"...
Оба этих тезиса являются дословным воспроизведением католической ереси о Церкви.
Православное учение совсем иное. Это у латинян Глава Церкви  папа. У православных  Христос. Это у латинян мнение папы непререкаемо и обязательно к исполнению. У православных таким авторитетом обладает лишь соборное мнение Церкви, выраженное на Поместном или Архиерейском Соборе и de facto принятое к исполнению всей полнотой народа Божия.
Это у католиков Церковь тождественна иерархии, а миряне не имеют никакого влияния на ход церковных дел. У православных  иерархия имеет служебное значение, а право принятия важных решений в церковной жизни принадлежит исключительно всей Полноте Церковной, включающей в себя мирян наравне с епископами и священниками.
Неужели владыка Евсевий этого не знает?
Знает, конечно! Но в расчете на то, что "простой народ" не слишком искушен в догматических тонкостях, сознательно проповедует эту филокатолическую ересь. Зачем? Да потому, что он  как и многие его нынешние собратья  воспринимает Церковь не как духовный Организм, а как обычную бюрократическую организацию. А в такой организации слово начальника  закон для подчиненного.
В общем, его можно понять: если нет веры, нет и благодати Божией  одной лишь дающей силу и умение править властью любви, а не должности. Нет и способности понять верующий народ, его нужды и беды, чаяния и стремления. Что же остается? Одно: уповать на административно-бюрократические меры. Мы, мол, начальники  сами, без вас разберемся, что надо делать...
Не разберетесь, владыченька...
Ну, и последнее замечание  нравственного, а не догматического характера.
Не имея возможности опровергнуть факт почитания святым старцем Царя Иоанна и Григория Распутина, владыка прибегает к "безотказному" аргументу. Старцем, мол, манипулировали... "А кто-то ему внушает или через него внушает людям..." Вот вам и мера веры архиерея к старцу. А еще "прожил при нем десять лет"...
Комментарии, как говорится, излишни.
К. Душенов.